Разновидностей компрессоров - устройств для сжатия газов и перекачки жидкостей (часто это сходная техника) довольно много. Но нас интересуют только компрессоры, способные работать с пневмоинструментами в быту или на производстве. Таких гораздо меньше, буквально два-три типа, хотя вариантов исполнения среди них очень много. Рассмотрим поршневые, винтовые и мембранные виды компрессоров.
Классифицировать компрессорное оборудование можно по множеству параметров: тип головки, тип привода двигателя, давление, производительность, объём ресивера, возможность перемещения и т. д. Но рассматривать все разновидности слишком долго, придётся внести ряд ограничений. В быту и небольших мастерских применяются модели с объёмом ресивера, редко превышающим 100 литров, на отдельных участках производств - до 300- 500 литров. Ограничимся этими моделями, причём только поршневыми, с приводом от электродвигателя. И, разумеется, только теми, которые используются для подключения ручного пневмоинструмента, то есть с выходным давлением не более 10-15 бар.
Как и у любой техники, в "компрессоростроении" есть "классические" и специализированные модели. Первых продаётся больше всего, вторые приобретают в случаях, когда имеются некие особенные требования. Внешний вид компрессора в первую очередь зависит от ресивера и его объёма. Компрессоры без ресиверов - или специализированные, или попросту "автомобильные", для подкачки шин - мы тоже не рассматриваем. Стандартные объёмы ресиверов - 6, 24, 50, 100, 270 и 500 литров. Конечно, встречаются и другие, но редко. И здесь "классическими" можно считать модели с горизонтально расположенным цилиндрическим ресивером. Снизу к ресиверу привариваются опоры для колёс или "ножек", сверху - площадки для установки двигателя и привода и рукоятки для перемещения. Понятно, что чем больше ресивер, тем больше может быть и производительность - один из основных параметров, по которым выбирают компрессор.
Модели с ресивером объёмом 6 литров встречаются сравнительно нечасто. Они не могут считаться универсальными: запас воздуха в них невелик, производительность тоже маленькая. Используются для редких вспомогательных работ и в тех случаях, когда подключаемый инструмент не требует большого расхода воздуха. Зато и место практически не занимают, и перенести их очень просто. Обычно оснащаются резиновыми опорными ножками.Самые популярные в быту - компрессоры с объёмом ресивера 24 и 50 литров, с одним цилиндром и прямым приводом. Зачастую один и тот же компрессорный блок ставится на ресиверы разного размера. Для подключения большинства видов бытового инструмента их производительности вполне достаточно.
Питание: однофазная сеть 220 В; 50 Гц небольшое усложнение увеличивает ресурс. Обычно применяющиеся в качестве привода электродвигатели рассчитаны на частоту вращения 3000 об/мин, для них это нормально, но вот для поршневого блока - много: выделяющееся в нём тепло не успевает отводиться. Если уменьшить частоту вращения и увеличить объём камеры сжатия в блоке, тепловая нагрузка уменьшится. Электродвигатель на небольших моделях питается от "бытовой" сети 220 В, и тут есть своё ограничение: мощность таких двигателей не может составлять более 2-2,5 кВт, а значит, и производительность ограничена. Если нужно подключать более мощный инструмент или несколько его видов сразу, потребуется сеть 380 В. Подключение к источнику трёхфазного электропитания характерно для компрессоров с объёмом ресивера более 100 литров. Эти модели далеко не всегда оснащают колёсами: большинство такой техники рассчитано на стационарную установку.Давление: Большинство бытовых и многие компрессоры профессионального уровня рассчитаны на рабочее давление в ресивере в 8 бар. Притом подавляющее большинство пневматического инструмента и оборудования рассчитано на работу от 6 бар. Точнее, паспортное значение рабочего давления у почти всего инструмента с пнев-модвигателями - 6,0-6,3 бара. У профессиональных краскораспылителей низкого давления это значение составляет порядка 2-3 бар, для обычных распылителей и другого "дующего" инструмента рабочее давление надо подбирать "по месту"обычно оно находится в пределах 4-6 бар (разве что пескоструйные аппараты могут быть рассчитаны на немного большее давление). В общем, получается, что рабочего давления в 8 бар хватит на работу практически любого инструмента, но популярностью пользуются и модели компрессоров с давлением 10-16 бар. Причём часто объяснения этому выбору просто нет: инструменту столько не нужно, всё равно на компрессоре или пневмомагистрали стоит редуктор, снижающий давление до достаточного.
Производительность компрессора - параметр, отражающий количество воздуха, нагнетаемого в единицу времени. И второе (если не первое) место по распространённости при подборе компрессора занимают ошибки, связанные с неверной её оценкой. Именно воздух приводит в движение двигатели пневмо-инструмента. При верно подобранном давлении, именно от его количества зависит эффективная мощность оборудования, а значит, и выполнение поставленной задачи. Если воздуха не хватает, то инструмент "задыхается" - мощность падает, а компрессор работает на пределе своих возможностей. Отсюда вывод. при работе производительность компрессора должна как минимум перекрывать расход воздуха инструментом. Традиционно оптимальными по этому показателю считаются системы, когда потребитель выбирает порядка 70-80 % от максимальной производительности компрессора. Приобретение более крупных машин, как правило, невыгодно. Ведь, помимо более высоких цен, у них выше энергопотребление и прочие эксплуатационные расходы.
Продолжительность включения (коэффициент внутрисменного использования). Обозначается как ПВ (или Кви). Этот параметр определяет допустимый режим работы компрессорного блока. Чем он выше, тем больше компрессор может работать в течение определённого времени. Кви зависит от исполнения и конструкции компрессора. Согласно российским стандартам, использование компрессоров возможно в кратковременном (Кви=0,15), непродолжительном (Кви=0,5) и продолжительном (Кви=0,75) режимах. У поршневых моделей с коаксиальным приводом он составляет не более 0,5 (полчаса работаем, полчаса отдыхаем). Для машин с ременным приводом - до 0,8. Выше - только у винтовых компрессоров, у них может быть допустимо и использование без перерывов. Это максимальные значения, точнее надо смотреть в документации. ПВ - цифра довольно условная. Что будет, если её превысить? Скорее всего, ничего. Но может быть и ничего хорошего. Многие компрессоры оснащены датчиками, отключающими двигатель при перегреве, но постоянная работа без возможности отдыхаприведёт как минимум к повышенному износу компрессорной группы, а то и её заклиниванию. Кстати, типичная ошибка - неправильный выбор места установки. Компрессор не стоит ставить рядом с источниками тепла и подвергать воздействию прямых солнечных лучей. Также следует позаботиться о достаточной вентиляции.
"Струйка воды толщиной в спичку дает утечку 200 литров в сутки!". Эту цитату из известного фильма знают, пожалуй, все. Чтобы потерять пару сотен литров сжатого воздуха, и не в сутки, а в час, достаточно куда меньшего размера отверстия в любой части пневмопровода, особенно в местах соединений. Или в ресивере (тоже бывает довольно часто, обычно где-то "по резьбе", тем более что резьбовых соединений в нём немало). Запомнить тут стоит следующее: "если система пропускает воздух, то вы не экономите на замене, а теряете свои деньги". Это лишние траты на восполнение сжатого воздуха компрессором, его износ, очистку воздуха (теряться будет относительно чистый воздух, а весь "мусор2 всё равно дойдёт до систем его очистки). А заменить вышедший из строя элемент или загерметизировать систему обычно несложно. Сложной диагностики не требуется, "проблемный2 узел заявит о себе характерным шипением.
Перед поступлением в компрессор воздух нуждается в очистке. После выхода - тоже. Очевидно, что какой бы чистой ни была атмосфера вокруг нас, в ней всегда присутствуют водяной пар, аэрозоли и твёрдые частицы пыли. Очистка воздуха до компрессора должна убрать хотя бы крупные частицы пыли, которые влияют на износ компрессорного блока. Обычно фильтр предварительной очистки достаточно прост. С очисткой после сжатия сложнее. Влага при увеличении давления конденсируется в жидкость. Концентрация посторонних включений в сжатом воздухе становится выше. К ним добавляются продукты износа самого компрессора, ржавчина из ресивера (без которой никак не обойтись), а также частицы масла (если компрессор масляный). Без предварительной очистки можно использовать только некоторые инструменты бытового класса. Скажем, различные устройства для распыления - можно, простой краскопульт - уже нежелательно, краскопульт для автомобиля - нельзя, инструмент - не нужно. Грязные масла в сочетании с твёрдым абразивом - прекрасная смесь для того, чтобы резко сократить срок службы пневмоинструмента. Его производители будут рады: покупатели быстрее придут за новым. Но если хочется использовать возможности инструмента подольше - все лишние включения нужно удалить из пневмосистемы. Для этого существуют разные методы, и чем выше требования к качеству воздуха, тем они сложнее. В простых случаях применяют один или несколько последовательно установленных на выходе компрессора одно-или многоступенчатых фильтрующих элементов, задерживающих масляно-водяной аэрозоль и твёрдые пылевые частицы.
Инструменту с пневмодвигателями для работы требуется смазка. Её, конечно, можно осуществлять вручную, один-два раза в день, обычно просто капая масло во входной штуцер. Однако гораздо проще и эффективнее воспользоваться недорогими (от 200 рублей) и неприхотливыми магистральными лубрикаторами. Экономить тут по большому счёту не на чем: хороший пневмоинструмент может стоить в десятки раз дороже электрического, и при работе на сухом и тем более "грязном" воздухе он быстро выработает весь свой ресурс. Правильно организованная система подвода и подготовки воздуха, а также рабочего места - залог длительной и производительной работы.