О ленточных шлифовальных машинах

Ленточная шлифовальная машина

ЛШМ, или ленточная шлифовальная машина, подойдёт в первую очередь для грубой обработки поверхностей. Нетрудно представить ситуации, при которых может возникнуть подобная потребность. ЛШМ способна выравнивать стены и снимать с них старую краску, шлифовать доски, брус и деревянные щиты, проходить по поверхности вслед за рубанком. Причём одной древесиной "предпочтения" ленточной машины не ограничиваются. Она хорошо сладит и с металлом (если нужно, скажем, удалить слой ржавчины). В общем, работает ЛШМ хоть и грубо, зато производительно. К тому же есть у такой машины и другое достоинство: это сравнительно недорогой инструмент.
Сложного в устройстве машины ничего нет. Двигатель сообщает движение посредством клиноременной передачи. В качестве "вооружения" для машины используют шлифовальную ленту, которую натягивают на ролики - передний и задний. Все современные "ленточки" оснащены системой быстрой замены ленты: инструменты для установки ленты благодаря ей не нужны. Сначала отклоняют рычаг натяжения ленты, вставляют абразивное "кольцо" (направление стрелок на корпусе машины и на ленте должно совпадать), затем возвращают рычаг на место. При пуске машины лента начинает быстро крутиться, "стачивая" слой на заготовке. Шлифуя дерево, машину перемещают вдоль волокон. Кстати, при возвратном движении ЛШМ есть некоторый риск повредить сетевой шнур, так что всегда нужно держать его в поле зрения.
Внешний вид инструмента диктуется положением двигателя. Чаще всего его располагают поперечно, реже - продольно (в этом случае двигатель дополняют угловым редуктором). Соответственно в последнем случае ЛШМ получается вытянутой. Обычно такие машины делают с плоскими боками, чтобы они могли работать вплотную к стене. Кстати, раз уж речь зашла о работе в стеснённых условиях, которые "подстерегают" пользователя на каждом шагу, стоит сказать ещё несколько слов о проблеме "мёртвых зон". Так называют те места, которые из-за конструктивных особенностей машины недоступны для обработки. Проблема возникает и в случае с передним роликом "ленточки". Участок от переднего края подошвы до собственно препятствия и есть "мёртвая зона". Стараясь решить задачу, производители некоторые ЛШМ оснащают передним роликом малого размера, благодаря которому рабочая площадь увеличивается: "мёртвая зона" равняется радиусу ролика.

Основные параметры

Основные параметры ленточной шлиф-машины, на которые нужно обращать внимание, вполне обычны - мощность двигателя, скорость движения ленты. Есть и "эксклюзивные", присущие именно шлифмашинам - параметры рабочей поверхности и оснастки. Мощность представленных на рынке ЛШМ колеблется примерно от 600 до 1400 Вт. Как и в случае с другими инструментами, этот показатель говорит о "силовых" возможностях машины. Скорость влияет на время, которое машина затратит на выполнение задания. У ЛШМ скорость движения шлифовальной ленты может достигать 500 метров в минуту. Если необходимо выполнить работу значительного объёма, то лучшийьвариант - быстрая машина. И наоборот, если стоит задача отшлифовать небольшую заготовку, то больше подойдет инструмент с меньшей скоростью. Ведь при большой скорости он снимает материал очень резво: не рассчитаешь силу и продолжительность - деталь будет испорчена. Размер рабочей поверхности напрямую зависит от силовых характеристик: ширина рабочей поверхности мощных и скоростных "ленточек" достигает 100 мм. Машины с такими характеристиками используют в основном профессионалы: им они обычно нужнее из-за больших, как правило, объёмов работы. А для бытовых целей подойдёт аппарат, который "довольствуется" меньшей шириной - 75 (или 76) мм. Хотя и среди моделей бытового класса, разумеется, бывают исключения. Под рабочую поверхность подбирают и "вооружение". Наиболее распространённые варианты размера абразивной ленты - 457x75 и 533x75 мм, реже встречаются ленты с параметрами 610x100 мм. Ещё реже - остальные варианты.

Выбор оснастки

Выбор оснастки для инструмента не менее важен, чем выбор собственно инструмента. Для начала нужно точно знать подходящий "формат" шлифовальной ленты - он указывается в "сопроводительных документах" на ЛШМ. Заметим, что для некоторых моделей подобрать оснастку будет непросто. Например, не везде можно купить "шкурку" размером 620x 100 мм - здесь "проблемная" длина ленты, потому что вариант 610x100 мм куда более распространён. Так что, когда пользователь примеривается к покупке ЛШМ, ему стоит заранее "обеспечить тыл" и узнать о доступности расходных материалов. Зернистость ленты обозначают числом: чем оно больше, тем меньше диаметр абразива, которым покрыта "шкурка". Оснастка с крупным абразивом предназначена для грубой работы, для чистовой шлифовки нужна "мелкая" лента. Разумным будет иметь под рукой более или менее полный набор лент всех "мастей", чтобы не приходилось всякий раз бежать за нужной оснасткой в магазин. К тому же чаще всего шлифуют заготовку в несколько приёмов: сначала снимают слой, потом делают чистовую обработку. Стоит обратить внимание на качество изготовления абразивов. Не лишним будет осмотр места стыка: он должен быть прочным, иначе лента может прийти в не-годность из-за разрыва. Кроме того, шов должен быть ровным. В противном случае и шлифмашина при работе будет вибрировать сильнее обычного, и заготовка окажется в заметных "выбоинах". Чтобы проверить ровность шва, ленту можно положить на ровную поверхность и провести рукой по её тыльной стороне: пальцы всё отлично почувствуют. Качественная "шкурка" должна быть также прочной, но эластичной. Ну и края абразивной ленты - на них не должно быть бахромы. Для многих важен вопрос стоимости расходного материала. Так вот, экономить на оснастке нужно разумно. Для долгой и тяжёлой работы не стоит приобретать дешёвые ленты, которые быстро развалятся. А для редкой и недолгой работы, вероятно, нет смысла покупать "именитые" или слишком дорогие. Также не стоит во время работы сильно давить на инструмент: так и ему придётся несладко, и лента быстрее испортится. Для нормального процесса обычно хватает собственного веса ЛШМ.

Регулировки и особенности

Центровка шлифовальной ленты. У большинства ленточных шлифмашин центровка ленты ручная. Сбоку на корпусе расположена маленькая ручка, с помощью которой ленты и центруют. У всех машин своя индивидуальность, и некоторые из них в смысле центровки ленты довольно капризны: во время работы расходка может постоянно сползать, поэтому крутить ручку, добиваясь стабильного положения оснастки, приходится всё время. Перед началом работы нужно погонять шлифма- шину без нагрузки и посмотреть, как ведёт себя лента. У меньшего количества моделей предусмотрена автоматическая центровка ленты. У них один из роликов имеет форму бочки (в середине он толще, чем по краям), и во время работы лента не будет сползать в сторону.
Электроника. Электронная регулировка скорости делает машину универсальной - она способна обрабатывать разные материалы в разных режимах. На низкой скорости можно, к примеру, шлифовать пластик, который чувствителен к нагреву (на слишком высокой скорости он оплавится). Скорость движения ленты задают колёсиком-регулятором с цифрами (или буквами).
Пылеудаление. ЛШМ оснащены встроенным пылеотсосом, которым служит специальная крыльчатка, засасывающая пыль через щель между задней частью корпуса машины и задним роликом. Воздушный поток направляет отходы в мешок или контейнер-пылесборник. Кстати, во время зачистки металла их использовать не рекомендуется: от раскалённой металлической пыли мешок может вспыхнуть. А при обработке бетона лучше использовать пылесос - так эффективность пылеудаления значительно возрастёт. Кроме того, после окончания работы имеет смысл "пропылесосить" саму машину, так как в некоторые её уголки, например в проёмы между подошвой и корпусом, забивается пыль.

Назад

Видео обзор ленточной шлифовальной машины

САД И ОГОРОД

Баня

Дом

Лайки Соц.сетей