Краски и эмали представляют собой суспензии пигментов или их смеси с наполнителями в плёнкообразующих веществах (масле, олифе, эмульсии, латексе, а для эмалей — в лаках). Лаки — это растворы различных плёнкообразующих веществ в органических растворителях или воде. После высыхания они создают твёрдую прозрачную бесцветную или цветную плёнку.
Из всего многообразия лакокрасочных материалов для внутренних работ наибольшее применение находят латексные и алкидные краски и эмали. Хотя области применения этих материалов частично совпадают, химическая природа их различна. Алкидные краски и эмали, которые в обиходе часто называют масляными, изготавливают на основе различных олиф или алкидных плёнкообразующих. Латексные составы (другие названия которых — эмульсионные и водно-дисперсионные) — это водные растворы полимеров (поливинилацетата, например).
Кроме красок при выполнении малярных работ могут понадобиться растворители и разбавители, регулирующие вязкость красок, и сиккативы — вещества, ускоряющие высыхание лакокрасочных материалов.
Оштукатуренные, гипсобетонные и бетонные потолки и стены в жилых помещениях обычно красят латексными красками. Такой выбор определён свойствами водно-дисперсионных составов: они относительно дёшевы, негорючи, быстро высыхают, дают приятную матовую поверхность с хорошими эксплуатационными свойствами. Случайные капли краски можно легко удалить влажной тряпкой, а инструмент — отмыть тёплой водой. Наносить латексные составы можно на влажные поверхности.
Однако, несмотря на достоинства воднодисперсионных красок, не всё им под силу. Для отделки помещений с повышенными гигиеническими требованиями (ванные, кухни, прихожие) не обойтись без алкидных красок и эмалей. При окрашивании ими поверхностей образуются прочные, водо¬стойкие, легко моющиеся покрытия, надёжно защищающие деревянные конструкции от гниения, а оштукатуренные поверхности — от небольших механических воздействий.
Матовые краски лучше скрывают поверхностные дефекты, но быстрее загрязняются и истираются. Полуматовые — более долговечны и менее подвержены загрязнению. Эти достоинства ещё больше проявляются у полуглянцевых красок. Глянцевые краски — самые износостойкие. Покрытия, образованные ими, легко моются, но эти краски подчёркивают все недостатки поверхности.
Многие навыки в этом деле, например умение держать кисть, приходят сами собой. Но важно овладеть теми профессиональными секретами, знание которых позволяет работать быстро и безупречно. Держать малярную кисть следует свободно, не зажимая её в руке. Большой палец должен подпирать кисть снизу, а остальные пальцы, лежащие сверху, — направлять её движение. Пальцами держат кисть не за рукоятку, а за обжимное кольцо (манжету). Можно, если так удобнее, держать небольшую отделочную кисть подобно карандашу. Конечно, большую кисть можно ухватить за рукоятку как теннисную ракетку.
1 Окунание кисти в краску. Кисть опускают в банку вертикально, погружая щетину в краску на одну треть. Затем вертикальным движением вынимают кисть и, слегка постучав ею о внутреннюю стенку ведра или банки, удаляют излишек краски. Не следует снимать излишек краски о край ёмкости: это влечёт за собой износ и кустование щетины, а также загрязнение обода банки (ведра).
2 Нанесение краски на поверхность. Держа кисть под углом 45 градусов к поверхности, наносят краску длинным равномерным мазком с перехлёстом предыдущего. При этом кисть должна касаться окрашиваемой поверхности всей щетиной.
3 Растушёвывание краски. Равномерно растушёвывают краску по окрашиваемому участку, перенося её с окрашенных мест на неокрашенные длинными равномерными мазками. Сила нажима на кисть должна быть достаточной для того, чтобы щетина размялась и переносила краску. Количество движений кистью должно быть минимальным, так как в результате многократного разравнивания растворитель из краски улетучивается быстрее, а на поверхности остаются штрихи.
4 Лессировка. Закончив мазок, самыми кончиками щетины заводят края окрашенного участка «хвостами». Для этого, заканчивая мазок, плавно отрывают кисть от поверхности — в результате плёнка покрытия становится на краях тонкой и хорошо смешивается с соседними мазками.
Валиком хорошо работать на больших плоских поверхностях. Краска им наносится легко и быстро, однако расход её несколько выше, а на профилированных и других неровных поверхностях валик и по эффективности уступает кисти.
Подготовка валика. Перед началом работы погружают валик в чистую воду (для латексной краски) или пропитывают его ворс уайт-спиритом (для алкидной) и досуха прокатывают его по чистому полотенцу, удаляя с ворса всю пыль. Чтобы ворс пропитался краской, окунают валик в наполненный ею малярный лоток, а затем прокатывают по краю лотка или по какой-нибудь подсобной поверхности. При работе валик должен быть насыщен краской, но она не должна капать. Поэтому, смочив валик, отжимают излишки краски на сетке лотка.
Накатывание краски валиком. Большие поверхности лучше всего красить участками шириной 1,5-2 м. Стены красят от плинтуса к потолку, потолки — от стены к стене по ширине, а не по длине. Все участки красят с небольшим взаимным перекрытием, перемещая валик с нажимом средней силы по траектории в виде буквы М. По мере расходования краски нажим усиливают.
Окраску стены начинают от плинтуса самого левого участка. Стоя напротив окрашиваемого участка, прокатывают валик одним равномерным движением до потолка. Такой одиночный проход поможет избежать брызг краски. Затем сразу же двигают валик наклонно вниз и наклонно вверх, рисуя центральную часть буквы М. И, наконец, прокатывают валик от потолка к плинтусу, завершая букву М. Работая слева направо, продолжают «рисовать» перехлёстывающиеся буквы М вплоть до правого края окрашиваемого участка. Так же проходят секцию справа налево. Левши могут работать в обратном порядке. После прохода туда и обратно участок будет окрашен.
Подготовка помещения к окраске в основном заключается в защите различных поверхностей от возможных брызг и потёков краски. Мебель, если есть возможность, выносят в другие помещения, а оставшиеся предметы обстановки укрывают полиэтиленовой плёнкой. Пол застилают плёнкой или картоном.
Перед окраской потолка верх стен по периметру оклеивают малярной лентой шириной 4 см. Сначала верхний её край (вплотную к потолку) приклеивают к стене примерно на половину ширины. Затем к нижней половине ленты приклеивают полиэтиленовую плёнку, которая должна закрывать все стены и плинтусы.
Деревянные детали при окраске стен защищают от брызг и потёков той же малярной лентой шириной 4 см так, чтобы она располагалась вплотную к стене. Окраска потолка. Её выполняют плоской кистью или кистью-ручником и валиком шириной 25-30 см. Длина ворса валика должна быть 1 см при ровной поверхности потолка и 1,5-2 см при фактурной поверхности. Валик насаживают на удлинитель 1,2-1,5 м, чтобы красить с пола; можно также использовать подмости. При работе надевают защитные очки и кепи.
Работу начинают с наиболее удалённого от входной двери угла. Мысленно делят потолок на части шириной 1,5-2 м и окрашивают его частями, накатывая полосы по ширине помещения и двигаясь к входной двери. Краску наносят сначала кистью, а потом валиком. Кистью прокрашивают полосы шириной 10 см по периметру потолка и вокруг всех выступающих частей вроде осветительной арматуры. Предварительно щетину кисти надо размять, чтобы она давала ровный край. Если работают в одиночку, то окрашивают полосу длиной примерно 1,5-2 м за один проход, чтобы подготовить край для работы валиком. Весь потолок окрашивают, работая попеременно кистью и валиком. М-образными движениями валика окрашивают поверхность, перехлёстывая мазки валика с полосами, нанесёнными кистью по периметру. В конце мазка плавно уменьшают нажим и отводят валик от поверхности. Окраска стен аналогична окраске потолка. Приступают к их окрашиванию, когда потолок уже высох, и красят участками шириной 1,5-2 м.
Окраска полов. Полы обычно красят специально пред-назначенными для этого материалами. В основном это пентафталевые и фенольные эмали и масляные краски для пола. Они отличаются высокой стойкостью к истиранию, действию воды и моющих средств. Эмали наносят на вымытый сухой пол валиком или кистью. Начинают красить с участка, противоположного входу, и, постепенно двигаясь назад, окрашивают весь пол. Плинтусы окрашивают кистью-ручником.
Для отделки паркетных полов применяют алкидные и двухкомпонентные лаки. На поверхность пола лак наносят кистью или валиком в 2-3 слоя. Перед нанесением лака полы обязательно циклюют, затем тщательно очищают от пыли. Для получения качественного покрытия первый слой лака после полного его высыхания шлифуют мелкой шкуркой, удаляют пыль и наносят последующие слои. Окраской полов, как правило, завершается ремонт квартиры.
Малярные кисти
Лучшие жёсткие кисти изготавливают из свиной щетины. На конце щетинок конусообразной формы имеется раздвоение, позволяющее получать покрытие высокого качества. Применяют для изготовления кистей и синтетические волокна, кисти из которых по износостойкости даже превосходят натуральные.
Кисти должны соответствовать виду работы:
1. для нанесения масляных красок и эмалей предназначены кисти-ручники (КР) различных диаметров и плоские кисти (КП) разной ширины;
2. для окончательного сглаживания следов от кисти на свежеокрашенной поверхности используют широкие флейцевые кисти (КФ).
Кроме того, существуют кисти для отделочных операций — например, филёночные (КФК), щётки-торцовки, придающие поверхностям шероховатый вид («шагрень»).
Малярные валики
Для окраски поверхностей большой площади используют малярные вали¬ки. Валики обеспечивают покрытия хорошего качества даже при отсутствии у мастера опыта малярных работ.
Для рабочих поверхностей валиков используют коротковорсный мех или поролон. Высота ворса определяет способность удерживать краску. Коротковорсный материал даёт возможность получить наиболее гладкое покрытие.
Есть несколько типов малярных валиков.
1. ВМ — с меховой рубашкой для окрашивания масляными красками и эмалями.
2. ВП — с поролоновой рубашкой для работы с латексными составами.
3. ВМУ — меховые для окраски углов.
Валики типов ВМ и ВП бывают различной ширины — до 300 мм. Дополнительные приспособления к валикам — длинная ручка и ванночка (лоток), использование которой экономит краску.
Краскораспылители
Наиболее производительный инструмент для малярных работ — это краскораспылитель. Основные узлы любого краскораспылителя: ёмкость для краски, электрический компрессор или насос, распыляющая головка.
Современные распылители низкого давления способны создать качественное покрытие даже на небольших поверхностях деревянных деталей и мебели. Равномерный слой краски можно нанести с их помощью в таких местах, до которых не добраться ни кистью, ни валиком.
Специнвентарь
Кроме перечисленных инструментов в малярном деле используются различные вспомогательные приспособления и материалы:малярная рукавица для окраски труб, брызгозащитный экран,отводная линейка.